Как улучшить память?

Как улучшить память?

Статьи 19.11.2019

Несмотря на век развитых технологий, когда большинство ответов можно найти в интернете, а интернет всегда под рукой (телефоны, компьютеры, планшеты), все еще основным хранилищем данных является наша память. Так будет еще очень долго, по крайней мере, пока компьютеры не смогут интегрировать в наш мозг. Все, что мы считаем нашей жизнью – воспоминания, эмоции, навыки – находится в памяти. Она хранится в различных долях головного мозга, определенные части которого отвечают за конкретные функции памяти. Например, гиппокамп обеспечивает трансформацию кратковременной памяти в долговременную, по той причине мы не помним свое очень ранее детство, так как гиппокамп развивается приблизительно к 3-ем годам. Мозжечок контролирует двигательную память, а миндалина – эмоциональную.

Так как память прочно связана с органами чувств и способна запоминать все, что попадает в мозг от этих источников – ее можно разделить на 4 типа по сенсорному восприятию:

  • Слуховая – запоминает то, что мы слышим (музыка, голос, лекция)
  • Визуальная – запоминает то, что мы видим (картины, окружающую нас местность, фильмы, лица)
  • Моторная – запоминает движения (письмо, набор на клавиатуре)
  • Вкусовая – запоминает информацию, поступившую от рецепторов вкуса.

У всех разный способ запоминания, кто-то лучше воспроизводит одну информацию, кто-то другую. Практикуясь, Вы можете для себя определить какой же способ восприятия является более эффективным именно для Вас: используя слуховую память, визуальную или моторную.

Объем нашей памяти напрямую зависит от нейронных связей в мозгу. На их прочность и доступность влияет то, на сколько часто они задействованы, то есть как часто мы пользуемся информацией, которая хранится у нас в памяти, а количество нейронных связей зависит от того, как часто мы запоминанием что-то новое. В нашем мозгу содержится до 100 млрд нейронов, а у новорожденных их еще больше, но со временем, нейроны, которыми мы не пользуемся – отмирают.

Что нам мешает запомнить

Можно выделить несколько факторов, которые могут негативно влиять на процесс запоминания и развитие нашего мозга:

1) Мы не верим в свои силы.

Иногда школьники или студенты, глядя на большое количество материала склонны считать, что они никогда это не выучат, хотя даже не пробовали. Это же касается не только школьников, например, задача выучить новый язык для большинства кажется непосильной. В таком расположении духа и вправду тяжело приступить к любому заданию. Никто кроме Вас самих не может заставить Вас верить в себя, а главное, никто другой ведь и не должен. Просто начните что-то делать, даже если Вы не сможете запомнить это с первого раза, с каждым повторением Вы будете запоминать все лучше и лучше – нейронные связи станут крепче, а значит информация сохранится надежно.

2) Отсутствие применения полученной информации на практике

Наш мозг способен запоминать около 80% всего того, что происходит за день, но в подсознании. Что бы эта информация перетекла в сознательную часть головного мозга – ее необходимо воспроизводить и применять на практике. Без повторного использования полученной информации нейронные связи являются слабыми и довольно быстро разрушаются. В случае, если Вы хотите запомнить какой-то факт – повторите его себе мысленно, расскажите кому-либо другому или запишите, таким образом, Вы запустите процесс повторения. Так же стоит отметить, что чем больше Вы применяете на практике полученную информацию или же просто воспроизводите ее – тем лучше она будет запоминаться.

3) Отсутствие желания улучшать память.

Большинство людей склонны считать, что после окончания образовательных учреждений – школы, университета, им больше нет необходимости запоминать скучные лекции, заучивать билеты, сдавать экзамены, а значит, и тренировать память уже совершенно не нужно. Они наивно полагают, что накопленных знаний будет достаточно на весь остаток жизни. В таком случае, мы возвращаемся к одной из причин забывания – информация которая не используется – забывается и нейронные связи разрушаются, а нейроны, которые мы не используем отмирают. Поскольку, на этапе получения образования мы находимся в процессе постоянного усваивания информации, наш мозг строит много нейронных связей, а когда человек перестает изучать что-то новое, его память со временем может не давать таких же хороших результатов как ранее, что в пожилом возрасте может стать причиной ухудшения памяти. Так же ученые доказали, что ее развитие и тренировка снижает риск заболевания болезнью Альцгеймера.

4) Использование оправданий.

Его можно отнести частично и к 3-му пункту, но все же он заслуживает и своих отдельных объяснений. Например, часто ли Вы слышали фразы ” у меня плохая память на имена”, когда знакомите своего коллегу с друзьями или же “у меня плохая память на числа”, когда называете код своего домофона другу, направляющегося к Вам в гости. А ведь это исправимо. Если Вы знаете, что можете не запомнить имя человека, то всего-лишь стоит акцентировать на этом свое же внимание, мысленно повторить его, аналогично с кодом домофона или любой другой информацией. Ни у кого память не идеальна, все мы запоминаем одну информацию немного лучше, другую немного хуже, но если Вы что-либо запоминаете не сразу – значит стоит приложить немного больше усилий, чем для любой другой информации.

5) Запоминание неинтересной информации.

Наш мозг склонен запомнить что-то, что способно вызвать его интерес качественней, быстрее, а главное надолго. По этой же причине, детям иногда достаточно тяжело даются школьные предметы. Все, что нужно сделать для этого – изменить способ подачи информации. Послушайте как это рассказывает специалист своего дело – если у Вас нет таких знакомых, Вы можете найти видео, к примеру на youtube. Попробуйте разобраться в информации самостоятельно – возможно, Вы сможете найти для себя что-то интересное, что сможет пробудить интерес к этой теме. Школьникам может помочь общение с одноклассниками , когда товарищ объяснит тему своими словами, в личном диалоге.

6) Недосыпание.

Плохой сон так же негативно влияет как на общее состояние мозга в целом, так и на память в частности. Постоянные недосыпания сказываются на нашей ясности мышления, внимательности, сосредоточенности и даже на координации. Здоровый сон является одним и важных этапов запоминания, так как именно во сне мы структурируем и обрабатываем информацию, полученную за день.

Приемы запоминания

Мы разобрались с тем, что мешает нам запомнить, теперь давайте рассмотри приемы запоминания информации, которые будут нам помогать.

1) Ассоциации

В процессе запоминания можно строить ассоциативный ряд, который бы помог Вам хранить и вспоминать всю информацию в правильной последовательности. Также полезным навыком будет визуализация информации, как кино или мультфильм, который Вы придумаете сами, что при воспроизведении поможет Вам воссоздать картину с наименьшим упущением деталей.

2) Использование мнемонических фраз

Мнемоника (от греческого “mnemonika”) – искусство запоминания, а мнемонические фразы, это те фразы который помогают нашему мозгу объединить и структурировать не связанную информацию. Я уверенна, что Вы их встречали в школе, например, “каждый охотник желает знать где сидит фазан” – мнемоническая фраза, которая помогает запоминать цвета радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).

Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.” – слова в которых буква Ы пишется после Ц в корне слова.

Запомнить число Пи поможет простое предложение, где количество слов в слове, равняется каждой последующей цифре. Не верите? Проверьте сами: (~3,14159265358…)

Это я знаю и помню прекрасно
Пи многие знаки мне лишни, напрасны“.

Вы можете придумывать аналогичные мнемонические фразы, которые помогут запомнить любую информацию.

3) Рифмование

Одним из возможных способов облегчения запоминания материала – является зарифмовать информацию, например, в короткие четверостишия. Этот же способ очень часто используется в рекламе. Замечали ли Вы, когда рекламные ролики так сами и лезут в голову, стоит их только раз услышать?

4) Метод расположения предметов

Определенно есть место, которое Вы хорошо знаете и без проблем можете вспомнить, даже в деталях, что Вы встретите на пути, если там окажетесь. Это может быть Ваш дом, дорога на работу или на учебу. В случае метода расположения предметов Вам просто нужно связать то, что Вам нужно запомнить с этим местом. Таким образом, когда Вам нужно будет вспомнить – Вы сделаете это с легкостью, мысленно пройдясь по знакомому маршруту. Например, представьте, что Вам нужно запомнить такой список: “мороженное, мыло, сок, кошачий корм, яйца, стиральный порошок”. Мысленно пройдемся по Вашей квартире (эта квартира вымышлена, любое совпадение является случайным) – Вы зашли с холодной улицы в дом (холод – мороженное), пошли мыть руки (мыло), зашли на кухню попить (сок), где возле своей тарелки Вас встречает голодный кот (корм), хотя в принципе голодный не только кот (яйца), перед готовкой ужина нужно переодеться (одежда – стиральный порошок). Когда Вы зайдете в магазин, Вам достаточно будет всего-лишь вспомнить маршрут по своей квартире и, вероятней всего, Вы ничего не забудете.

Это всего-лишь некоторые способы запоминания информации, если Вас интересует больше – пишите мне в комментариях и я опубликую вторую часть. А какие способы запоминая используете Вы?

 

Поделиться

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Notify of